Тема: Беседа о видах росписи на Вятке.

  1. Знакомство с новым материалом.

https://dshij2.kaluga.muzkult.ru/media/2020/04/27/1255501855/4.jpg

Истоки вятской росписи таятся в глубинах истории, когда на Вятской земле существовала древняя славянская  культура. После принятия христианства эта культура, так же как и ее древние знания, была предана забвению. В настоящее время практически ничего не сохранилось из этих древнейших знаний кроме отдельных разрозненных фрагментов, которые чудом избежали истребления только благодаря передаче их в символической форме в виде традиционных промыслов, элементов украшения жилища и предметов быта. Лучше всего древние узоры сохранились в орнаментах вышивки, а также в росписи прялок и сундуков. Каждая роспись несла в себе оберегающую силу, энергию направления жизни в благоприятное русло развития событий по Божественному плану.

 Вятская роспись была почти утрачена, поскольку особенность ее заключалась в изображении мироустройства древних славян.

 Киров, ранее Вятка - край мастеров. Здесь творят, изучают и ... исследуют на научном уровне: краеведы, искусствоведы, преподаватели, художники и другие категории. В 70- и 80-е годы на территории Кировской области работали экспедиции по изучению промыслов

По итогам экспедиций было выявлено, что в северных районах Кировской области (Подосиновский, Лузский, Опаринский) найдены очаги с северными домовыми росписями (их называют так же урало-сибирскими,а в южных районах (Богородский,Зуевский,Афанасьевский и др) были найдены сундучные росписи. Но!!! Наши северные районы раньше входили в состав Вологодской и Архангельской обл. Поэтому нельзя говорить, что у нас есть вятские росписи.

Итак… Роспись – важный элемент народной культуры, выражающий собой символичное представление людей о мире и его устройстве. Для наших далеких предков она была характерным элементом домашнего быта, даже вышивка, которой украшали домашние тканевые вещи и одежду, суть тоже роспись. На Вятской земле она, как и во всех других уголках страны, была широко распространена в крестьянской и не только среде, и имела как общерусские черты, так и свои особенности, связанные с мировоззренческой базой славян, их представлениями о мироздании.

 « Символическая форма»

 В вятской росписи все образы решаются в упрощенной символической форме. По представлениям древних славян, мир состоял из четырех элементов-стихий: Царя-Огня (под которым часто подразумевалось и Солнце), Царицы-Воды, Матери - Сырой Земли и Господина-Воздуха, который по умолчанию занимал всё пространство расписываемой поверхности. Существовал и пятый элемент, служащий объединительной силой всем четырем стихиям – это Любовь. Отсюда и деление структуры росписи на ярусы. Верхний ярус обозначает Небо и Солнце. Средний ярус – это мир человека и природы, а также существ ее населяющих. Нижний ярус представляет собой Мать-Землю и Воду, которая дает жизнь всему сущему.

  В большинстве своем мотивы росписи посвящены главным божествам – Солнцу-Отцу и Земле-Матери. Основное место в орнаментах занимает солярная (солнечная) символика, а также изображение космического устройства мира (Вселенной). Так, символ Солнца – это круг. Его энергия в росписи представляется в виде закругляющихся мазков. Встречается также символическое изображение Мирового Древа, являвшегося олицетворением Мировой Оси, на которой вращались Вселенная и Земля (твердь). Отголоски этих и других изображений до сих пор используются в традиционной росписи дымковской игрушки.

  Основными цветами вятской росписи являются, прежде всего, красный – цвет Верховного Божества Рода, а также желтый, оранжевый и черный. В качестве контрастных красок используются зеленый или синий цвета, которыми обозначается вода, в том числе и Хляби Небесные - воды, вытекающие из Небесной Сферы. Обязательным элементом считается наличие белого цвета, обозначающего Изначальный Белый Свет.

  Стиль вятской росписи можно охарактеризовать как свободный, кистевой, точечный, выполняющийся с использованием техники «двойной мазок» с фоном или без такового.

Особенности вятской росписи:

- в ней все образы решены в упрощенной символической форме;

- основными цветами являются красный – цвет Верховного Божества Рода, а также желтый, оранжевый и черный. В качестве контрастных красок используются зеленый или синий цвета, которыми обозначается вода. Обязательным элементом считается наличие белого цвета, обозначающего Изначальный Белый Свет;

- стиль вятской росписи можно охарактеризовать как свободный, кистевой, точечный, выполняющийся с использованием техники «двойной мазок» с фоном или без такового;

- совмещение с резьбой и огромное количество символических элементов, космологичность;

Изделия, украшенные вятской росписью, сегодня можно встретить в художественных салонах. Они очень красивы, необычны, экспрессивны и ярки. А главное – историчны.


http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkWjvS8QaeIqw6THCh4NrcN6aKTM5SRkZCeTgDn6uOyic


 

Символы Вятской росписи

В вятской росписи все образы решаются в упрощенной символической форме. Каждый символ росписи имеет свой смысл:

Линии – восхождение духа,
Дерево – энергий жизни, радости, символ мироздания - символизирует формирование благополучия и достатка на будущий год.
Ладья - символ движения Солнца по небу.
Точка - сфера и вращение,
Круг - солнце,
Несколько кругов – солнце идет по небу,
Ромб – символ плодородия, продолжения жизни, охраняемые Божественным Светом и направленные на четыре стороны света.
Цветок в центре (розетка) – символ цветущей и плодоносящей Земли.
Резные розетки вверху и внизу – обозначают движение Солнца по небу, а так же вечное движение Божественной энергий на Земле и на Небе, которые непрерывно связаны между собой.
Боковой орнамент в виде стилизованных цепочек ягод, обозначает Божественное плодородие.
Ростки  – пожелания добра,
Птички – посредники между небом и землей, символ вестей, небесные посланники,
Птички обращенные друг к другу – символизирует восход и закат солнца непрерывный круговорот энергий в мире.
Львы – охранный мужской символ.
Небесные олени по обе стороны от Древа - символы удачи.
Олень сам по себе является символом восхождения, знаком Высшей силы.

Техника нанесения росписи

Основными цветами вятской росписи являются, прежде всего, красный – цвет Верховного Божества Рода, а также желтый, оранжевый и черный. В качестве контрастных красок используются зеленый или синий цвета, которыми обозначается вода, в том числе и Хляби Небесные - воды, вытекающие из Небесной Сферы. Обязательным элементом считается наличие белого цвета, обозначающего Изначальный Белый Свет.

Время возникновения сундучного промысла в вятской губернии, в частности в Вятском уезде, относится примерно к середине 20-х годов XIX века. На первых порах сундуки изготавливали из толстых сосновых тесин, и чтобы как-то облагородить грубую поверхность, их стали красить, а потом и расписывать. Когда же спрос на сундуки заметно возрос, и не только у местных покупателей, их для удобства перевозки стали делать из тонких и лёгких пиленых досок, и притом складнями – «укладками», на подобии матрёшек вставляющимися один в другого по 5-6, а то и по 7 сундуков различной величины в одном складне.

Форма сундуков с самого начала производства почти не изменялась, лишь только крышки по требованию городских покупателей иногда делали прямыми, а не выпуклыми.

Красили сундуки для сельских жителей красным цветом, расписывали белым и зелёным или чёрным и жёлтым. Городские покупатели предпочитали синюю и зелёную окраску и роспись под железную оковку.

При окраске вместо кистей использовали заячьи лапки. Инструментом в росписи служили чеканы – деревянные палочки длинной примерно 18 сантиметров, различной толщины, с вырезанными на торцах изображениями цветов, крестиков, звёздочек и других узоров. Чеканы делали сами сундучники.

Сделав несколько укладок сундуков, не менее трёх, приступали к окраске. Прежде всего из обрезков овечьей кожи приготавливали клей. Этим клеем с помощью заячьей лапки или кисти из луба покрывали с верху белый сундук и пока клей не высох мастера красили сундук со всех сторон, кроме задней стороны и дна. Эта окраска являлась фоном для росписи. Потом сундук покрывали слоем клея и начинали расписывать.

Прежде всего с помощью линейки и циркуля намечали тонкими линиями членения композиции. Во0первых на поверхности всех окрашенных стенок рисовали широкую раму. Такой же широкой полосой переднюю стенку и крышку делили на два разных квадрата, в них проводили диагонали, на пересечении которых рисовали окружности. Иногда углы квадратов отмечали наугольниками, в центре рисовали ромбы, а в ромбах круги. Ромбы и круги закрашивали сплошь каким-нибудь из участвующих в росписи цветов. Когда краски просыхали, всю поверхность крышки и стенок расписывали зелёным краской или голландской сажей под оковку, а затем жёлтым кроном или белилами печатали чеканами разные узоры.

Современную роспись наносят на поверхность сундучков и коробочек мягкими беличьими или колонковыми кистями, окраску фона производят флейцем или широкой плоской щетинной кистью.

После сушки расписанного изделия в течение 2-3 часов при температуре 18-23 °С производят его лакирование. Для этой цели используют нитроцеллюлозные лаки. Сушка изделия после лакирования 30-60 минут при комнатной температуре.

Современная Вятская роспись очень простая в освоении. Её приёмы доступны детям школьного возраста. Она хорошо смотрится на столярных изделиях.

Изображения отличаются лаконизмом манеры и веками отработанными приемами владения кистью.

Стиль вятской росписи можно охарактеризовать как свободный, кистевой, точечный, выполняющийся с использованием техники «двойной мазок» с фоном или без такового и с огромным количеством символических и космологических элементов.

Вопросы для проверки по усвоению темы

  1. Где возникла вятская роспись?
  2. Почему названа роспись вятской?
  3. Что изображали вятские мастера на изделиях?
  4. Какие основные цвета использовались в росписи?
  5. Какие символы в вятской росписи?
  6. Какие животные изображались в росписи?
  7. Какие растения изображались в росписи?
  8. Как ещё можно назвать вятскую росписи?
  9. Что расписывали вятской росписью?
  10. Стиль вятской росписи?
  11. Техника.
  12. Зарисуй элемент вятской росписи.


 

uCoz