Тема: Дымковская игрушка
1.Повторение пройденного материала.
Ды́мковская игрушка — русская народная игрушка.
Зародилась она около четырёхсот лет назад в слободе Дымково вблизи города Вятка (ныне город Киров). Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка. Вначале были свистульки. Лепили их женщины и дети зимой, а весной продавали на ярмарках, для специального праздника - Свистопляска. Сейчас в городе Кирове есть художественные мастерские дымковской игрушки. Делают игрушки из глины, сушат их, затем обжигают в печи, чтобы глина стала крепкой. Затем игрушку белили мелом, разведённым на молоке, сейчас используют современные краски. Цвета на дымковской игрушке очень яркие: красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие, малиновые. Узор очень простой: кружочки, круги, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки…
Дымковская игрушка очень нарядная.
Когда игрушки раскрасят, на них «сажают золото». Небольшие листочки золота очень тонкие, легче пуха, это придает им ослепительное очарование.
Кого лепят мастерицы?
Это водоноски, барыни и барышни, няньки с детьми, индюшки, бараны, олени, петухи, наездники…
Самая большая коллекция дымковской игрушки находится в Кировском областном краеведческом музее.
Давайте рассмотрим несколько иллюстраций.
Хотя мастера и утверждают, что нет двух абсолютно одинаковых фигурок, можно выделить пять основных типовых групп:
- Женские образы (барышни и барыни, няньки-кормилицы с ребенком на руках, водоноски). У дам – корсеты и кринолины, зонтики в руках, модные шляпки и наряды; кормилицы в кокошниках, широких юбках, передниках с оборками. Статичные фигурки, исполненные величественности и достоинства.
- Кавалеры, часто изображаются верхом в профиль. По сравнению с женскими образами меньше по размеру и выглядят проще.
- Животные. Изначально создавались фигурки, изображающие тотемных зверей: барана, козла, оленя, медведя, постепенно добавились и образы разных домашних животных. Отличительный признак этого типа: вскинутая голова и короткие ножки, широко расставленные. Часто фигурки «наряжают» в яркие красочные костюмы музыкантов с инструментами в руках.
- Птицы (петухи, индюки, утки). У уток – пышные пелерины, у петухов и индюков – яркие фигурные хвосты.
- Композиции. В их составе могут быть как люди, так и животные. Представляют разнообразные сцены из русской городской и деревенской жизни: чаепитие, народное гулянье, катание на санях и многие другие.
Лепка. Глиняная игрушка лепится по частям. Сперва из глиняного теста делается торс фигурки, потом к нему с помощью жидкой глины прилепляются остальные мелкие детали. Стыки на местах скрепления деталей заглаживаются влажной тряпкой. Изделие выравнивается мокрыми пальцами.
- Глиняная игрушка лепится по частям. Сперва из глиняного теста делается торс фигурки, потом к нему с помощью жидкой глины прилепляются остальные мелкие детали. Стыки на местах скрепления деталей заглаживаются влажной тряпкой. Изделие выравнивается мокрыми пальцами.
- Барыня
- Если нужно сделать, к примеру, барыню, то первым делом вылепливается ее конусообразная юбка, к которой затем прилепляется туловище с вытянутой шеей. Из шарика, закрепленного на шее, получается голова. Ниже из глиняной колбаски формируются руки. Потом наступает время деталей: у барыни появляется прическа из завитков, на ней – модная шляпка или кокошник, на плечах – расписная шаль, в руках – маленькая сумочка или младенец.
- Животные
- Животное делается немного по-другому. Например, лошадка изготавливается так: к цилиндрическому корпусу прикрепляются коротенькие ножки, к изогнутой шее – голова с удлиненной мордочкой. Мелкие детали фигурки – маленькие уши, хвост и грива.
Обжиг
В давние времена изделия обжигали в русской печи, установив их на железном противне прямо над дровами. Когда фигурки накалялись докрасна, их оставляли в печке остыть.
Сегодня обжиг производится с помощью специального электрического оборудования, что является более безопасным и менее трудоемким., а называется – муфельная печь.
Побелка
В процессе обжига глиняная поделка приобретает красно-коричневый цвет. Перед нанесением орнаментов фигурку требуется побелить.
Для побелки используется раствор, состоящий из толченого мела, разведенного в молоке. Когда молоко скисает, раствор становится твердым, покрывая всю поверхность фигурки равномерным слоем.
Несмотря на попытки усовершенствовать состав и способ его нанесения, старинная традиция побелки до сих пор сохраняется. Эксперименты с составом оказались неудачными: не удавалось добиться идеального белого цвета, да и сами новые растворы высыхали неравномерно. Правда, в некоторых случаях можно и отступить от традиции. Например, когда глиняные игрушки своими руками расписывают дети, можно побелить их обычной гуашью.
Цвета
Когда высохла побелка, можно приступать к росписи. На изделие яркими красками наносятся узоры.
Старые мастера делали роспись не кисточками, а деревянной палочкой, обмотанной льняными лоскутками. Такой инструмент позволял им делать лишь самые простые элементы орнамента: линии, ромбы, круги, зигзаги. Сегодня при росписи пользуются кистями из волоса хорька или колонка.
Для придания блеска фигурке в краску добавляется сырое яйцо. Последний штрих – украшение игрушек маленькими фигурками, вырезанными из листочков сусального золота.
2. Подведение итога.
Для закрепления материала предлагаю ответить на несколько вопросов, (ответы на вопросы записать и отправить фото).
1. Почему игрушку назвали дымковской?
2. Из чего изготовляют дымковские игрушки?
3. Какой первоначально была основная тематика дымковских игрушек?
4. Как долго существует на Руси этот промысел?
5. Назовите праздник, к которому мастерили дымковские игрушки?
6. На чём разводили мел перед росписью по меловому грунту?
7. Как называется печь, в которой обжигают дымковскую игрушку в настоящее время?
8. Что придает дымковской игрушке «ослепительное» очарование?
9. Где представлена самая крупная коллекция дымковской игрушки?
Получившиеся работы фотографируем, отправляем фото педагогу либо «Дистанционные работы» в сообществе «Творческая мастерская» В контакте. https://vk.com/club193935502